Как работать в запчастях с иномарками

Как открыть магазин автозапчастей

Рынок автомобилей растет, вслед за ним увеличивается и спрос на автозапчасти. Поэтому многие предприимчивые бизнесмены задумываются об открытии магазина автозапчастей. Это хорошая идея, так как бизнес не зависит от сезона и имеет стабильные продажи как зимой, так и летом. Самое главное — правильно сформировать ассортимент и обеспечить высокий уровень обслуживания клиентов. Если все правильно организовать, то через год-полтора у вас будет стабильная точка продаж, а позже получится расширить бизнес — добавить новые марки авто в каталог или открыть другие торговые точки в городе. О том, как открыть магазин автозапчастей с нуля, расскажем в этой статье.

Особенности бизнеса

Главная особенность бизнеса заключается в том, что у предпринимателя должны быть определенные знания в технике: он должен разбираться в автомобилях, иметь личный опыт ремонта транспортных средств, изучать рынок автозапчастей, масел и разной атрибутики для авто. Если этого нет, стоит нанять на работу человека, который сможет организовать грамотный подбор ассортимента автозапчастей для будущей торговой точки, в противном случае бизнес будет обречен на провал. Остальной персонал должен не только владеть информацией о характеристиках автодеталей, но и иметь возможность подсказать нюансы их установки.

Так как на рынке автозапчастей встречается большое количество подделок, особенно среди неоригинальных деталей, очень важно грамотно организовать работу с поставщиками, тщательно их выбирать и осторожно сотрудничать с новыми, чтобы не испортить репутацию магазина.

Преимущества и недостатки

Торговля запчастями как бизнес имеет свои плюсы и минусы. К преимуществам относятся:

  • Стабильный спрос на автозапчасти, ведь даже самая дорогая машина может выходить из строя
  • Относительно небольшой стартовый капитал
  • Торговое наложение на некоторые виды товара — до 100%
  • Возможность осуществлять торговлю через интернет-магазин
  • Высокий уровень конкуренции, особенно в крупных населенных пунктах
  • Потребность в организации складских помещений
  • Необходимость строгого товарного учета, особенно при большом ассортименте
  • Трудности в выборе надежного поставщика

Анализ рынка

В этом сегменте конкуренция довольно высокая. Поэтому, перед тем как открыть магазин по продаже автозапчастей, предприниматель должен провести тщательный анализ рынка. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, какие запчасти продают конкуренты, понаблюдать за их рекламной активностью, изучить месторасположение, их слабые и сильные стороны. Обладая такой информацией, можно выбрать для своей торговой точки выгодное позиционирование и товарный ассортимент.

Также для определения основного ассортимента магазина предпринимателю необходимо проанализировать, какие марки автомобилей встречаются в данном регионе или городе, какие запчасти ломаются чаще всего и требуют замены.

Какие бывают магазины автозапчастей

Ниш в данном бизнесе довольно много, поэтому предпринимателю нужно самому решать, какая именно подходит ему. Можно открыть магазин автозапчастей:

  • Для отечественных машин. ВАЗ, ГАЗ встречаются на дорогах России очень часто, поэтому и детали для них продавать выгодно. Закупочная цена на детали для этих автомобилей не очень высокая, в отличие от запчастей на иномарки, поэтому в этой нише можно сэкономить
  • Для иномарок. Если доля автомобилей импортного производства в вашем городе или регионе достаточно велика, то имеет смысл открыть магазин автозапчастей для иномарок. Но реализация этой идеи будет стоить дороже предыдущего варианта. Для удовлетворения запросов клиентов в ассортименте магазина должны быть автозапчасти для таких марок, как Audi, Suzuki, Lexus, KIA, Toyota, Hyundai и других. Можно как ориентироваться на один бренд, так и продавать детали для всех этих моделей
  • Для грузовых автомобилей. Грузовые машины весьма востребованы в РФ, поэтому есть смысл открыть магазин автозапчастей для грузовых авто. Хотя спрос на запчасти для таких автомобилей невысокий, заработок от продажи одной единицы товара будет большим

Не стоит забывать о небольших населенных пунктах — областных и районных центрах, где у населения, кроме автомобилей, популярны и другие транспортные средства, например мотоциклы или тракторы, которые тоже требуют ремонта и замены деталей.

В этом случае можно открыть магазин запчастей под заказ. Его основным ассортиментом может быть самая востребованная продукция и сопутствующие товары — масло, тосол, антифриз. А привозить необходимые детали для иномарок, моторных лодок, гусеничного транспорта можно по индивидуальным заявкам.

Следует выбирать нишу, которой нет в вашем районе. Конкурировать с уже существующими магазинами будет сложно.

Пошаговый бизнес-план

Чтобы развить магазин автозапчастей, занять на этом рынке заметное место и выделиться среди конкурентов, необходимо все тщательно продумать и рассчитать. В этом поможет бизнес-план.

Официальное оформление — важный этап перед открытием магазина. Можно зарегистрироваться в качестве ИП. Для этого в ФНС необходимо подать:

  • Заявление по форме Р21001
  • Паспорт
  • ИНН
  • Квитанцию об оплате госпошлины

Кроме того, следует выбрать код ОКВЭД. Для подобного бизнеса подойдет 45.32 — Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями.

После получения документа, который свидетельствует о государственной регистрации, следует обратиться в местные органы Роспотребнадзора и пожарного надзора, чтобы получить заключения о соответствии требованиям к организации работы магазина непродовольственных товаров.

После всех проверок и согласований у предпринимателя на руках должны быть:

  • Свидетельство о регистрации ИП
  • Свидетельство о собственности либо договор аренды помещения
  • Заключение СЭС
  • Заключение пожарной службы
  • Разрешение Роспотребнадзора на размещение
  • Договор на проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации
  • Договор на вывоз мусора и твердых бытовых отходов

Подбор и аренда помещения

Важную роль на этапе открытия магазина играет выбор месторасположения. Место необходимо выбирать в оживленном районе с высоким автомобильным трафиком.

  • На обочине оживленных трасс
  • Рядом с автозаправками
  • Недалеко от автомастерских
  • Около въездов в гаражные кооперативы

Оптимальная площадь — 50–60 м². На внутренней отделке помещения можно сэкономить, так как требования к внешнему виду обычно не предъявляются. Самое главное условие для привлечения в магазин автолюбителей — наличие нужного товара.

Также помещение должно иметь:

  • Склад для хранения товара
  • Хороший подъезд и парковку
  • Санузел и место для мытья рук

Оборудования для магазина

Открывая магазин автозапчастей, необходимо закупить оборудование. Не обойтись без:

  • Кассового аппарата, зарегистрированного в налоговой
  • Компьютера и принтера
  • Стеллажей, полок, торговой витрины
  • Мебели для рабочего места продавца
  • Сейфа для хранения выручки
  • Противопожарных средств защиты, видеонаблюдения

Также потребуется установить специальное ПО — базы данных оригинальных запчастей и их аналогов, которые позволяют по накладному номеру сделать заказ нужной детали. Такое программное обеспечение можно запросить у поставщика автозапчастей.

Чем грамотнее продавцы, тем больше деталей они смогут реализовать. Поэтому нанимать нужно только разбирающихся в этой теме сотрудников.

Для небольшого магазина автозапчастей понадобятся:

  • Продавцы (2-3 человека)
  • Специалист по закупкам
  • Складской работник
  • Грузчик
  • Бухгалтер

Если получится корректно распределить обязанности между сотрудниками, то вполне можно обойтись и меньшим количеством человек.

Кроме функциональных навыков и знаний об устройстве авто, при выборе персонала следует учитывать и личные качества кандидатов. Они должны быть доброжелательными, аккуратными, честными, ответственными, производить хорошее впечатление.

Привлечение целевой аудитории

Чтобы клиенты знали об открывшемся магазине автозапчастей, его нужно рекламировать. Это может быть:

  • Реклама на радио
  • Реклама в соцсетях
  • Использование бигбордов
  • Раздача рекламных листовок
  • Объявления на региональных сайтах

Также необходимо продумать конкурентные преимущества вашего магазина, например:

  • Доставка товара на дом
  • Запчасти на заказ
  • Только качественный товар
  • Бонусные программы
  • Бесплатные сервисы, например подкачка шин, проверка уровня масла

Выгодно ли открыть интернет-магазин автозапчастей

Интернет-торговля стабильно развивается. Объемы ежегодного прироста этого рынка находятся на отметке в 25–30%. Запчасти для авто составляют 10-11% от общего ежегодного объема продаж, а это почетное 4 место среди всех видов продукции.

Это объясняется тем, что ЦА — владельцы транспортных средств — люди, которые живут в сравнительно интенсивном темпе. Им не хочется тратить свое время на посещение офлайн-магазинов, они предпочитают делать заказы из дома и получать их с доставкой. Это актуально как в крупных городах, так и в небольших населенных пунктах. Потому открытие интернет-магазина автозапчастей — направление достаточно перспективное.

Для открытия онлайн-точки не потребуется арендовать дополнительно складское помещение и закупать товар большими партиями. Все, что нужно — создание качественного и удобного для пользователей сайта с системой поиска и подробным описанием товаров и заключение соглашения с официальными дилерами для доставки продукции прямо с их складов.

Плюс интернет-магазина заключается в том, что доступ к предлагаемой продукции обеспечен неограниченному количеству пользователей. Если наладить работу сайта и организовать доставку, можно будет получать хороший доход.

Затраты и окупаемость

При составлении бизнес-плана стоит учесть, что магазин автозапчастей должен иметь достаточно большой запас товара, особенно тех позиций, которые пользуются спросом в вашем регионе. Поэтому основная часть стартовых расходов при открытии магазина приходится именно на формирование первоначального ассортимента и наполнение склада.

  • Ремонт помещения — 80 000 рублей
  • Покупка оборудования — 150 000 рублей
  • Закупка товара — 600 000 рублей
  • Оформление документов — 10 000 рублей
  • Рекламная кампания — 20 000 рублей

Для открытия торговой точки потребуется около 900 000 рублей.

  • Аренда помещения — 50 000 рублей
  • Зарплата персоналу (4 человека) — 100 000 рублей
  • Коммунальные платежи — 20 000 рублей
  • Налоги — 20 000 рублей
  • Пополнение товарного запаса — зависит от спроса и определяется в процессе работы

Прибыль магазина зависит от наценки, которую предприниматель сделает на реализуемую продукцию. Чтобы не отпугнуть покупателей, не стоит сразу устанавливать слишком высокие цены. Рекомендуемая наценка — 40% для дорогостоящих товаров и 80% для всевозможных мелочей.

Предположим, выручка в месяц составила 700 000 рублей, валовая прибыль при наценке 40% — 280 000 рублей. Если вычесть ежемесячные расходы, то получится 90 000 рублей чистой прибыли. Таким образом, первоначальные вложения окупятся примерно за 1 год.

Заключение

Магазин автозапчастей — выгодная бизнес-идея для малого бизнеса, которая будет приносить доход и в крупном городе, и в небольшом населенном пункте. Спрос на автомобили всегда остается высоким, даже при падении покупательской способности. А так как ни один водитель не застрахован от поломки авто, потребность в запчастях будет всегда. Грамотная стратегия, мониторинг наиболее востребованных автозапчастей и расширение ассортимента помогут вывести ваш магазин в число лучших в регионе.

«Вот так родился и умер мой бизнес по торговле «бэушными» запчастями». Бывший владелец авторазборки — о заработках, клиентах и конкуренции

Всякий инициативный предприниматель в нашей стране за свою жизнь нередко переживает не одно рождение, расцвет и затухание бизнеса. Се ля ви: слишком часто у нас меняются «исходные данные», чтобы кирпичик за кирпичиком выстраивать дело всей жизни. Вот и Максим за 9 лет пережил все этапы торговли б/у запчастями, от начала и до конца. Он честно рассказал нам, как работает этот бизнес.

Спасибо клиентам

Максим торговал «бэушкой» с 2009 по 2018 год. До этого несколько лет занимался кузовным ремонтом авто. Как признается собеседник, к идее заняться новым делом его подтолкнули клиенты, постоянно жаловавшиеся на дефицит запчастей и высокие цены.

«В какой-то момент мы с напарником начали всерьез обсуждать, а почему бы нам не попробовать заняться б/у запчастями». По словам Максима, на тот момент ни он, ни его напарник Сергей толком не знали, как работает весь этот бизнес. «Знали только, что большинство запчастей, продаваемых в Беларуси, снято с праворульных машин».

Начиная прощупывать почву, будущие партнеры с удивлением для себя выяснили, что для занятия бизнесом по продаже б/у запчастей из Европы выезжать за пределы Беларуси нет никакой необходимости.

«Все оказалось гораздо проще. Достаточно приехать на огромный склад в районе МКАДа. Если интересующего машинокомплекта не было в наличии, его можно было заказать. И подождать, пока нужный автомобиль приобретут в Англии, разберут и доставят в Минск.

Нашими первыми автомобилями были VW Passat B5 и Citroёn Evasion. В сумме стоили они что-то около 4000-4500 долларов. На большее у нас просто не было денег».

Максим и Сергей понимали, что 4000-5000 долларов для старта мало, а также что быстро начать зарабатывать в этом деле не получится. Ребята договорились, что все деньги, вырученные с продажи запчастей, будут возвращать в оборот, а жить и платить налоги будут с прибыли от ремонта.

Могли продать за «сотку» то, что стоило две

«Первое время были ситуации, когда мы продавали деталь за 100-150 у.е., а потом узнавали, что ее рыночная стоимость не менее 200. Это уже с опытом начинаешь понимать, что почем нужно выставлять, на какие детали стоит держать цену, а на какие можно делать хорошую скидку».

Пробег не более 200.000 километров

«У нас было правило — покупать авто на запчасти с пробегом до 200 тысяч. Лишь изредка делали исключение для вариантов с дизельными двигателями, увеличивая лимит до 250 тысяч.

Обычно машинокомплект «отбивался» в течение одного-двух месяцев. Хотя варианты были всякие. Бывало, что машина выходила в «плюс» за три недели, а могла и полгода быть «в минусе». А случалось, что автомобиль еще находился в Англии, а комплект для замены АКПП на МККП уже был «под задатком». Такие комплекты приносили деньги быстро».

Максим признается, что получать дивиденды от торговли они начали не раньше чем через полгода.

«Сперва брали по 200-300 у.е. в месяц в качестве зарплаты, а остальное продолжали пускать в оборот. Но то, что это выгодный бизнес, стало понятно быстро. Да и продавать детали к автомобилям приятнее, чем их ремонтировать».

Впрочем, крупных денег на то, чтобы раскрутить дело всерьез, по-прежнему не было, поэтому решили взять деньги в долг под проценты.

«Начали с 5000 долларов под 3 процента в месяц. Поняв, что не прогадали, сумму займа увеличили до 10.000. После этого бизнес вышел на новый уровень. Стали искать склад. В 2010 году на аренду уходило 400 долларов в месяц. Уже к концу 201-го мы смогли прекратить заниматься ремонтом и жить на деньги с запчастей».

О клиентах

«Постепенно у нас начали появляться постоянные клиенты. Среди которых, как оказалось позже, были и коллеги по цеху. Они покупали детали у нас, а потом перепродавали их на рынке.

Самыми неприятными покупателями были таксисты. Им дорого все! Многие таксисты вообще не хотят вкладывать деньги в автомобиль — они хотят на нем только зарабатывать.

Особая категория клиентов — «перекупы». Им тоже всегда все дорого, но в отличие от таксистов покупали они больше и чаще. В работе с «перекупами» были и свои плюсы. Они с удовольствием по дешевке покупали «английские» фары и детали с небольшими дефектами. Вообще уцененные детали с дефектами — лучший товар для этой категории.

Еще стоит выделить в отдельную группу «алхимиков» — людей с особенной логикой и низкими познаниями в технике. Они с удовольствием покупают ТНВД Bosch вместо Lucas. Ты уточняешь, какая топливная система, а он все равно берет не то, что надо, и через день возвращает деталь со словами «действительно не подходит, но у соседа на Xantia с таким же двигателем стоит Bosch!».

«Мастера»

За годы работы было немало и забавных случаев.

«Однажды к нам за двигателем приехал клиент. И, как это часто бывает, с ним был «очень умный мастер». Состояние двигателя и цена устроили обоих, но «мастер» решил уточнить, точно ли двигатель снят с немецкого авто.

Никого обманывать мы не собирались, поэтому безо всякой задней мысли сообщили, что мотор снят с английского автомобиля. На что «мастер» решительно заявил, что моторы с праворульных авто не подходят на наши машины! Клиент, естественно, от покупки отказался.

Был интересный случай с двигателем 1.9 от VW Passat GP. Продали, а через неделю звонок: «Здравствуйте, мы хотим вернуть двигатель, он нам не подходит». Оказалось, его пытались установить на VW Touran. Люди не хотели покупать двигатель от Touran, так как он стоил порядка 900 у.е., а двигатель к Passat вдвое дешевле. Неужели трудно было догадаться, что разница тут не только в цене?»

#онамненепонадобилась

«Часто люди покупали запчасти, которые потом оказывались им не нужны. Но вместо того чтобы вернуть покупку в срок, некоторые месяцами возили ее в багажнике. Потом приезжает такой через три месяца и говорит: забирай, потому что она мне не понадобилась. Понятное дело, что никто принимать обратно ничего не будет. Срок возврата — 14 дней. Но если человек не местный и заранее предупреждал по телефону, что не успеет вернуть в 14-дневный срок, всегда шли навстречу. Самый долгий и, как выяснилось, самый агрессивный «возвратник» привез деталь через полгода! И это притом что жил в том же городе! «Просто долго не ездил в этот район».

Проверки и штрафы

«Налоговики всегда очень любили проверять «разборки». Почти у всех было одно и то же нарушение — на многие детали не было документов. Но не потому, что кто-то разбирал краденые или нелегально ввезенные машины. Дело в том, что запчасти растаможиваются в сборе. Двигатель идет вместе с КПП и навесным оборудованием. Поэтому по документам на складе должен находиться двигатель в сборе с КПП, а не столбик, турбина, коробка, генератор и т.д. по отдельности. Та же ситуация с половинками. По документам у вас передняя часть автомобиля в сборе, а не куча запчастей. Оказалось, что при разборе детали каждый раз необходимо составлять акт разборки и выписывать накладную. Продал голую дверь — выпиши документы на стекло, ручку, зеркало и т.д. То же самое с двигателем: пока стоит в собранном виде, все ок, но как только ты продал столб, все навесное и КПП без акта разборки и новых накладных, то все оказывается вне закона. Проверяющие органы знали об этом и активно пользовались.

Однажды проверка заглянула и к нам. До проверки мы даже не подозревали, что так надо делать. Итог — штраф около 2000 у.е. и куча конфискованных запчастей… Мы ведь работали как юрлицо, поэтому и штраф был больше, чем для ИП».

Лучшие годы

«2011 и 2012 годы для нас были пиковыми. Продажи росли. В начале 2011-го в рассрочку на год мы приобрели склад в 250 «квадратов». На тот момент в зависимости от продаж зарплата каждого из нас была в районе 1000-1500 у.е.

В 2011-м у нас даже появился продавец, потому что вдвоем мы уже не справлялись. Параллельно приходило понимание, что после 2011-го бизнес пойдет на спад. Приток машин из Европы сократился, а вместе с ним обещал упасть и спрос на запчасти.

Помимо сокращения числа машин из Европы у «разборок» были два основных «врага»: китайские запчасти и таможня. С одной стороны, производители дешевых запчастей постоянно расширяли ассортимент, что вынуждало снижать цену на б/у детали. С другой — свои коррективы в жизнь «разборок» вносила таможня. Сначала машинокомплекты лишились сидений, потом колес, балок и т.д. При этом цена оставалась неизменной. Рентабельность, естественно, падала. Если в 2011-2012 годах «удачный» автомобиль за полгода мог окупить себя почти в два раза, то начиная с 2013-го такого больше не было.

Заодно росла и конкуренция, некоторые уже бывшие перегонщики открыли «разборки». При одинаковых оборотах заработки уменьшились, пришлось уволить продавца.

В 2013-м решили попробовать возить машинокомплекты и половинки самостоятельно. В Европе без проблем можно было купить хороший автомобиль под разбор за 500-1000 евро. Кстати, если интересно, ниже короткое видео, как в Англии тестировали машину перед тем как взять ее на разбор.

Тогда мы на своем собственном опыте поняли, что такое белорусская таможня. «Бэушные» запчасти растаможивают по схеме «5 процентов пошлина + 20 процентов НДС». Теоретически все выглядит весьма демократично, однако есть одно но: пошлина исчисляется не из реальной стоимости запчастей, а по тарифам таможни.

Автомобиль, купленный за 500 евро с доставкой и растаможкой в разобранном виде, в РБ стоил уже 1300-1400 евро!»

Растаможка

«Логично предположить, что растаможка всего автомобиля стоимостью 500 евро должна обойтись в 125 евро, максимум 200 со всеми сопутствующими расходами. Однако это далеко не так. По мнению таможни, двигатель первой комплектности весом 250 килограммов должен стоить не менее 450 евро! Покупаешь весь автомобиль за 500, а растаможку считают, как будто только один двигатель стоит 450. Про растаможку сидений лучше даже не говорить, так как таможенные пошлины за одно сиденье составляют порядка 50 евро.

Возили и половинки. Растаможка передней части обходилась в 300-400 у.е. Платежи исчислялись по той же формуле «5 процентов пошлина + 20 процентов НДС».

Но постепенно таможня стала так поднимать тарифы, от этой идеи пришлось отказаться. 2013-2014 годы были стабильными и ничем особо не примечательными».

Обвал цен

«Новая эра началась с 2015 года. Обвал цен на автомобили в Беларуси крайне негативно сказался и на «разборках».

За первые два месяца 2015 года объем продаж у нас сократился в 2 раза. Цены на запчасти падали. Крупные игроки рынка начали демпинговать. Белорусы массово отправились за машинами в РФ. Многие покупали новые автомобили, а старые просто ставили на прикол. Б/у запчасти им стали не нужны. Другие, понимая, что их автомобиль, который еще год назад стоил 10.000, сегодня стоит 5000, просто не хотели вкладывать в них деньги.

Поэтому в 2015-м в автомобильной сфере творилось нечто неописуемое. Все перевернулось с ног на голову. Народ стал просто «добивать» машины».

В этот период, чтобы хоть как-то держаться на плаву, при «разборках» все чаще начали открывать СТО.

«Проработав в режиме постоянного напряжения и стресса в 2015-м и 2016-м, мы приняли решение сворачивать бизнес. Но закрыть «разборку» не так-то просто. Это не булочная, тут нельзя устроить распродажу и быстро по сниженным ценам сбыть товар. Ведь если человеку сегодня не нужен капот, то покупать его впрок никто не станет, даже если цена будет 20 процентов рыночной. Без притока товара обороты, естественно, продолжали падать. В итоге за период ликвидации практически все деньги были проедены, о некогда хоть и небольшом, но вполне успешном бизнесе остались лишь воспоминания и полный гараж неликвидных запчастей».

По мнению Максима, у мелкого бизнеса по продаже б/у запчастей будущего нет. Цены продолжают падать, конкуренция растет. Сегодня крупные игроки рынка уже имеют филиалы во всех крупных города Беларуси. Также стоит понимать, что с каждым годом количество машин, подходящих для торговли б/у запчастями, сокращается. На дорогах все больше новых «бюджетников» российского и китайского производства. На эти машины невозможно привезти запчасти из Европы, так как их там попросту нет.

«В Европе не встретишь ни VW Polo Sedan, ни Hyundai Creta, ни Nissan Almera. Поток авто из ЕС ничтожен. К тому же «бюджетники» технически очень просты, что не делает их привлекательными для «разборок». В Беларуси десятилетиями формировался автомобильный рынок, он был тесно связан с Европой. «Разборки» были «заточены» именно под этот формат. Сегодня же все стало иначе. Посмотрите, сколько новых «жигулей» ездит по нашим дорогам. Конечно, полностью этот бизнес вряд ли когда-либо исчезнет, но его лучшие годы однозначно позади. Сегодня, даже если бы я имел на руках, скажем, 50.000 у.е., ни за что не пошел бы в этот бизнес. Открывать «разборку» в 2019 году и возить запчасти из Европы примерно то же, что в 2009 году открыть видеопрокат или компьютерный клуб. Да, при больших инвестициях и правильном подходе ты будешь зарабатывать. Но нужно понимать, что с каждым годом дела в этом бизнесе будут становиться хуже».

Владимир АПЛЕВИЧ
Фото автора
Специально для ABW.BY

Более 35.000 объявлений о продаже запчастей в нашей базе

Популярное простым языком
Adblock
detector